Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера
на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая
оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно). В основной образовательной программе специфика подготовки для конкретной отрасли или вида
учитывается, прежде всего, за счет дисциплин специализации.
При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%, а на отдельные дисциплины внутри цикла - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее
408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом воз-можно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а
также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и
естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;
- устанавливать в установленном порядке наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения
студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет
при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели
специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам
данных и библиотечным фондам, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета
обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экз. на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций
по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями,
аудио-, видео- и мультимедийными материалами. Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины разделов ЕН и ОПД:
математика; теоретические основы информатики; физика; химия; электротехника и электроника; основы теории управления; технология программирования;
компьютерная геометрия и графика; управление данными; моделирование систем. Должны быть предусмотрены лабораторные практикумы также по дисциплинам
специальной подготовки. Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении следующих дисциплин ЕН и ОПД: математика; теоретические основы
информатики; физика; электротехника и электроника; теория информационных процессов и систем.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
- "Информационное общество";
- "Проблемы информатизации";
- "Проблемы передачи информации";
- "Открытые системы";
- "Информационные технологии и вычислительные системы";
- "Информационные процессы и системы";
- "Информационные технологии";
- "IEEE Computer society";
- "Information Processing and Management".
Библиотечный фонд должен содержать в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин
учебного плана вуза. Студенту должна быть обеспечена возможность выхода во всемирную глобальную сеть Internet и работа в ней в достаточном в
ременном объеме.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей санитарно-техническим нормам и противопожарным правилам.
Требования к организации практик
Практика студентов имеет целью закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптацию к рынку труда по конкретной
специальности. Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза. Содержание
практики определяется выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется
программами по ее видам.
- Производственная практика
Во время производственной практики студент должен
изучить:
- организацию и управление деятельностью соответствующего подразделения;
- вопросы планирования и финансирования разработок подразделения;
- технологические процессы и производственное оборудование в подразделениях предприятия, на котором проводится практика;
- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники,
периферийного и связного оборудования, по программам испытаний и оформлению технической документации;
- методы определения экономической эффективности исследований и разработок;
- правила эксплуатации средств вычислительной техники, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющегося в подразделении, а также их обслуживание;
- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
освоить:
- методы анализа технического уровня изучаемого аппаратного и программного обеспечения информационных систем и их компонентов для определения
их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;
- аппаратные и программные средства, используемые при проектировании и эксплуатации информационных систем и их компонентов;
- порядок и методы проведения и оформления патентных исследований;
- порядок пользования периодическими реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю работы подразделения.
- Преддипломная практика
Имеет своей целью приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной инженерной задачи. Во время
преддипломной практики студент должен
изучить:
- проектно-технологическую документацию, патентные и литературные источники в целях их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;
- назначение, состав, принцип функционирования или организации предмета проектирования;
- отечественные и зарубежные аналоги проектируемого объекта;
выполнить:
- сравнительный анализ возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме работы;
- технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;
- реализацию некоторых из возможных путей решения задачи, сформулированной в техническом задании;
- анализ мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;
- разработку технического задания на выполнение дипломного проекта.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва
руководителя практики от предприятия. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
|