|
Татьяна Васильевна Орехова
О жизни и о себе
Я, Минина (Орехова) Татьяна Васильевна родилась 18 января 1920 г. в д. Заболотье бывшего Емецкого
района Архангельской области. После окончания Емецкой средней школы в том же 1938 году поступила в АГПИ на физико-математический
факультет на дневное отделение.
До 1938 года в Архангельске существовал вечерний пединститут. В 1938 году впервые открывалось
дневное отделение с тремя факультетами: физико-математический, литературный и исторический. Как нам было известно, прием на
все факультеты только сто человек. Из Емецкой средней школы поступило шесть человек, но до окончания института дошла только
я одна.
В те годы своего помещения институт не имел, и мы на первом курсе учились в школе № 1 по Пермской
улице, жили в общежитии на пр. Чумбарова-Лучинского в двухэтажном доме на втором этаже. Со второго курса начали учиться в своем
здании, ныне центральном корпусе. Ранее это здание занимала промакадемия. Жили в «семисотке». Вначале студенты помещались в левом
крыле здания, в центре здания жили преподаватели, В нашей комнате на втором курсе жило девять человек. В следующем году студенты
поселились и в центральном крыле. Третьекурсники жили по четыре человека; в нашей комнате - Охалова Юля, Орехова Таня, Лыжина Аня
и Губкина Люся.
На физмате многие предметы вели преподаватели из АЛТИ по совместительству. Деканом физмата много
лет была Алиса Христиановна Дрихель, общую физику вел Петр Петрович Покотило. Прекрасные преподаватели, при встречах мы с любовью
вспоминали их. Алиса Христиановна - душевный человек, прекрасно понимающая студентов, вела на факультете математический анализ.
После первого курса нас разделили на физиков и математиков, я любила математику и выбрала
математическое отделение. Однокурсники всех трех факультетов жили дружно, многим увлекались, участвовали в различных
соревнованиях. Особенно хорошо организовывались соревнования по лыжам; в них я всегда принимала участие, физмат среди
факультетов института занимал, как правило, первое место. Я увлекалась гимнастикой, участвовала в соревнованиях, занималась в
кружке танцев. Но интересная студенческая жизнь продолжалась только до конца третьего семестра, до половины второго полугодия.
До этого стипендию платили всем успевающим студентам, а после экзаменов на третий семестр вывесили объявление, что стипендию
получают только те студенты, у которых две трети пятерок и одна треть четверок. Сдавали мы шесть экзаменов, и надо было иметь
четыре пятерки и две четверки. Многие иногородние студенты бросили учебу и уехали домой. Я тоже была на распутье, написала,
письмо родителям и получила телеграмму: продолжай учебу, обещаем помогать. Но откуда у колхозников могут быть деньги:
окончательный расчет в конце хозяйственного года, в течение года можно брать аванс. У моих родителей кроме меня, еще две дочери
ученицы. Осталась в институте и решила подыскать работу. Кое-кто из ребят-юношей устроились учителями, многие работали на
разгрузке и в других местах. Никуда я не могла устроиться, попыталась в школу, но какой директор возьмет небольшую молоденькую
девочку, которой нельзя дать и 18 лет.
Закончен второй курс. Каникулы, с началом третьего курса мне помогли устроиться на работу в
облисполком курьером. Работа: вечерняя от 18 до 24 часов. Очень трудно приходилось во время экзаменационной сессии. Частенько
приходилось, как тогда называли, выполнять роль вечернего секретаря. Обычно были вечерние заседания, работа продолжалась с 20
часов за закрытыми дверями. Но заняться подготовкой к экзаменам было невозможно. В середине семестра ушла с работы.
Шел 1941 год, в городе было неспокойно, страшно стало ездить в пустом вагоне, а потом еще бежать
до семисотки. Занялась репетиторством, неоднократно сдавала кровь.
Началась экзаменационная сессия. Сдан последний экзамен за третий курс - психология на четверку.
Радостные, весёлые спускаемся с 3-го этажа, а перед нашим взором весь вестибюль заполнен людьми, и все взоры людей устремлены на
репродуктор. Тихонечко спрашиваю: «Что случилось?». «Война» - так же тихо ответили.
Вся жизнь сразу изменилась. Собрали собрание студентов, записали добровольцев на фронт, объявили,
что каникулы отменяются: все студенты отправляются на работу в колхозы. Назавтра вывесили списки. Нас сто человек студентов
направили в Холмогорский район, в основном работали на сенокосе, научились косить, не сразу, но даже выполняли норму, приходилось
жить и работать в очень трудных условиях. И когда узнали, что четвертый курс едет обратно в институт на учебу, нашу радость
никакими трудностями заглушить было невозможно. Вернулись мы из колхоза в сентябре и за три месяца были обязаны закончить
четвертый курс, сдать экзамены за четвертый курс и государственные. За неимением своих преподавателей экзамены за четвертый курс
сдавали позднее государственных. Последний экзамен я сдала 1-го декабря. Декан факультета поздравила с окончанием института,
вручила направление на работу в Березниковскую школу Виноградовского района и диплом об окончании института.
Занятия в школе начала с 8-го декабря 1941 года. Учеба, работа в колхозе, оборонные работы в
течение двух месяцев на строительстве аэродрома в Березнике подорвали мое здоровье и по заключению комиссии ВТК из-за болезни
я вернулась домой в феврале 1943 года. Отца уже не было, он умер в январе 1942 года, сестру направили на оборонные, там она
заболела, вернулась домой больная. Дома остались мама и младшая сестренка.
Спокойная обстановка, забота матери быстро восстановили мое здоровье и мне предложили идти работать
в Емецкую среднюю школу, где не было учителя математики с высшим образованием, а экзамены в 10-м классе мог принимать только
учитель с высшим образованием. Пришлось вести несколько лет физику, астрономию и даже черчение, но любимым предметом оставалась
математика. С учителями математики ежемесячно проводили математические вечера, выпускали математическую стенгазету, организовывали
конкурсы между классами, школьники принимали участие в школьных и областных олимпиадах. Вела по 24 – 30 часов в неделю, три года
работала ещё в вечерней школе по 12 часов в неделю. Вновь заболела, и мои семиклассники оказались без классного руководителя.
Через год вернулась к ним, они были уже в 8-м. Не узнала своих учеников. За год в классе сменилось четыре классных руководителя!
Актив остался прежний, и мы решили сделать для Емецка большое полезное дело: собрать материал по интервенции и установлению
Советской власти в Емецке. Набралось порядочно материала, сделали краеведческий уголок. Пригласили на экскурсию все классы школы.
Интересная общественная работа не мешала школьникам. Класс оказался к концу года лучшим по школе, и в награду получил путевку в
Москву. Возвращаясь обратно, помечтали - сделать музей в Емецке. Своим желанием школьники поделились с председателем сельского
Совета Иваном Васильевичем Сабельниковым. Он сказал: «Сделайте! Поможем» и выделил комнату в Доме культуры.
С началом нового учебного года группа учащихся, позднее её назвали Советом музея, взялись за
организацию краеведческого музея, который открыли 15 августа 1965 года. В дальнейшем в создании музея принимали участие все
учащиеся школы, учителя, ветераны войны и труда, пенсионеры, комсомольцы. В настоящее время музей насчитывает около 2 тысяч
музейных единиц. Экспонаты принесены жителями села и окрестных деревень в дар музею, собраны учащимися и учителями в походах.
Два экспоната куплены сельсоветом и администрацией района и подарены музею.
Ученики 10 В класса, в котором я была классным руководителем, в 1967 году воздвигли обелиск
учителям и ученикам, погибшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. на территории своей школы в Емецке.
В 1969 году учащиеся 10 А решили построить фонтан на территории школы как дополнение к обелиску,
но не успели. Свою мечту передали следующему классу – 8 А. Из-за отсутствия воды им не удалось это дело. Построил фонтан 10 Г,
а окончательно доделывал и подключал к действующей скважине снова 9 А. Весной 1971 года фонтан начал действовать в обыкновенном
селе Архангельской области.
В 1982 году члены Совета музея совершили поход по старинному Московскому почтовому тракту. Иx в
Москве встречали студенты Физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а в 1984 году члены совета музея совершили
комбинированное путешествие по Петроградскому тракту из Емецка в г. Киров Ленинградской области и Ленинград. Шли и ехали емецкие
школьники в Ленинград, на Синявинские болота и высоты, чтобы почтить память погибших земляков Холмогорского района, павших в боях
за Ленинград.
Я перечислила самые знаменательные события в жизни емецких школьников. В школе математиком
проработала 37 лет. Из них в Емецкой средней - 35, выпустила 32 десятых-одиннадцатых классов, не считая параллельных. Во многих
из них была классным руководителем. Я горжусь своими учениками, многие из них стали учеными, профессорами, хорошими работниками
во всех сферах общественной жизни. После работы в школе активно изучаю историю родного края, вела в школе факультатив
«Краеведение».
В 1988 году музей приобрел своё здание, заняв первый этаж в старинном двухэтажном кирпичном здании,
а в 1993 году всё здание было передано музею.
При музее в 1992 году было организовано литобъединение «Емца», которое выпустило три альманаха
«Родничок» и буклет «Емецку – 860 лет». В том же году мной были организованы «Рубцовские чтения», впервые прошедшие 3-го января
1993 года. Выдающийся русский поэт Николай Рубцов родился 3-го января 1936 года в Емецке.
Ни одно мероприятие в Емецке не проходит без участия музея. Назову самые известные: 850-летие
Емецка; 180 и 185-летие открытия школы в Емецке (Емецкое приходское училище открыто 1-го сентября 1809 года); многие юбилейные
даты страны и юбилейные даты школы. Мной выпущено два издания «Тихая моя Родина. Емецк и его округа». Вышла книга «Записки
сельской учительницы», в которой рассказано о создании музея, обелиска, фонтана, походах в Москву и Ленинград. В рукописи
находится книга «Дорогу осилит идущий».
Мой труд не прошел незамеченным. Имею награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной
войне», «Трудовое отличие», «Ветеран труда», знак «Отличник народного просвещения», все юбилейные медали, касающиеся Великой
Отечественной войны, грамоты и знаки отличия местного, районного, областного, российского значения. Я почетный гражданин
Холмогорского района, Почетный доктор Международного института управления, лауреат Всероссийского смотра школьных музеев,
посвященного 50-летию Победы.
Вырастила и воспитала троих детей, каждый из них получил высшее техническое образование.
Т. Минина; 20 июня 2002 года.
|