Экспериментальный выпуск 1966 года В школе вводили профессиональную подготовку, вели военное дело и переходили с 10-летки на 11-летку. Мы окончили школу последними десятиклассниками. Поступили в пединститут в 1962 году на физмат на 5-летнее обучение. Закончив первый курс, счастливые уехали домой. Приехав на второй курс, попадаем на собрание, где голосуем за 4 года обучения, и нас делят на физиков и математиков. Физиков меньше и кое-кого уговаривают на физику перейти, и в их числе я (Левина Валя) и Титова Люда. Дубровин (декан) сформировал довольно сильную группу физиков. Он знал, что часть материала 1-го курса нам нужно будет по физике дорабатывать, так как по плану на 1-м курсе физики учили меньше. Поэтому наш план учебный был плотный и с большим количеством лабораторных. Отменили медподготовку, и мы стали невоеннообязанными учителями. Вместо этого мы изучали технику безопасности. Когда мы заканчивали институт, было два выпуска – 5-курсников и 4-курсников. Поступает указ – заполнить отдалённые районы области квалифицированными кадрами. Распределение в глубинку, а вместо диплома – розовая ценная бумага с правом обмена на диплом после года отработки. Слёз на распределении было много, а ещё больше – когда приехали на места. Приём был разный, а диплома на руках нет. Быстро это положение упразднили и после Нового года мы получили дипломы, все в разное время – кто когда смог приехать. В школах заменяли руководящие кадры на учителей с высшим образованием. Зарплата была 80 рублей, давали вовремя, по четыре красных десятки в аванс и получку, поэтому работали с перегрузкой, жили по молодости весело и интересно. На вступительных экзаменах сдавали: математика – письменно, физика – устно, математика – устно, сочинение и иностранный язык. Выдержать это и не обрадоваться поступлению было нельзя. Первый курс живём в деревянной «семисотке» - 11 человек в комнате официально (13 - неофициально). Стол и 4 стула посередине комнаты. Теоремы по математике учили на койке, писали за столом по очереди, топили печку из коридора, варили пельмени в большой кастрюле, дрова добывали во дворе из-под снега с помощью соседей-физвозников. Переход на второй курс и в каменное здание у института считали раем. Плитки в комнатах не разрешали, питались в столовой на выходе из парка, носили в судках домой, экономили, но жили дружно и весело. Были интересные факультетские вечера, дни здоровья в Малых Карелах и традиционные туристические походы физмата. Очень интересные и каждый со своими особенностями были преподаватели. Мокиевский – толковый, с юмором, внимательный преподаватель физики. Очень любили его лекции, и даже экзамен он принимал по-разному, любил задавать свои задачи, а оптику уже принимал на первых специальных машинах, где были тесты, составленные им самим. Дубровин – декан, вёл механику и молекулярную физику. На лекциях показывал опыты (такой высокий мужчина – и на скамье Жуковского!). Принимал у каждого 100 задач по термеху. Матлин – вёл аналитическую геометрию и был нашей «классной дамой» - очень внимательный интеллигентный преподаватель. Э.О.Зеель учил нас интегралам и мягко издевался на зачётах, но мы любили и уважали его умные работы. Ездил с нами на картошку. Копосов принимал физику на вступительных экзаменах, а потом на 4-м курсе вёл практикум по оптике и квантовой физике. Всегда очень аккуратный, красивый, спокойный товарищ. Плотицын читал высшую алгебру, это столько уравнений, и всё на память. Очень добрый человек. Заезжали на учёбу на пароме левый берег – Архангельск, уезжали с временного вокзала по железнодорожному мосту. Работали на субботниках на строительстве моста. Выпускница 1966 г, Левина Валентина Александровна, шк. №2 г. Няндома. |