| Ивонинский Валерий Анатольевич (16.11.1928 - 7.12.1991) родился в семье служащего в селе Пежма Вельского района Архангельской области. Вскоре после рождения Валерия мать вместе с детьми переезжает в Холмогорский район. В период 1936 - 1943 годов В.А. Ивонинский учился и закончил Верхне-Матигорскую семилетнюю школу. В феврале 1944 г. В.А. Ивонинский поступил в среднюю школу №9 г. Архангельска, закончил в том же году 8 класс и уехал в деревню к матери. Там, в Холмогорах, в 1946 году закончил десятилетку и поступил в Архангельский педагогический институт на физико-математический факультет. Будучи студентом, в 1948 году В.А. Ивонинский начал работать лаборантом физического кабинета средней школы №4 г. Архангельска, а с марта 1949 года в этой же школе учителем физики в 8-х классах. Затем в течение одного года работал в семилетней школе № 8 и в это же время вел уроки физики в 10-х классах средней школы №22. По окончании института в 1950 году он был направлен учителем в среднюю школу №22 г. Архангельска, где и проработал до призыва в марте 1951 года в Советскую армию. После демобилизации в ноябре 1953 года Валерий Анатольевич снова приступил к работе в качестве учителя физики в школе №22. С 15 августа 1955 г. Валерий Анатольевич Ивонинский принят ассистентом кафедры физики Архангельского педагогического института, где и проработал до декабря 1991 года в должностях ассистента, старшего преподавателя (с сентября 1959 г.) и доцента кафедры общей физики (с июля 1988 г.). Научная работа Валерия Анатольевича Ивонинского была неразрывно связана с проблемами методики преподавания физики в школе. Валерий Анатольевич являлся постоянным участником методических объединений учителей физики Архангельской области и города Архангельска, регулярно читал лекции и вёл практические занятия на курсах повышения квалификации учителей, на протяжении ряда лет являлся членом оргкомитетов по проведению областных физических олимпиад. Результаты этой работы неоднократно докладывались на Всероссийских научно-методических конференциях (г. Ленинград, 1968, 1973; г. Москва, 1973, 1978; г. Дрогобыч, 1977; г. Нижний Тагил, 1974; г. Чернигов, 1975). Являясь на протяжении многих лет единственным методистом кафедры физики Архангельского педагогического института, В.А.Ивонинский вёл большую работу по развитию методического обеспечения учебного процесса, созданию лабораторий по методике преподавания физики. Под его руководством впервые на кафедре общей физики начали создаваться и проводиться фронтальные тематические лабораторные работы, создана картотека по демонстрационному эксперименту. За достигнутые результаты в научно-методической работе 28 марта 1991 г. Ивонинскому В.А. присвоено звание доцента по кафедре методики преподавания физики. Валерий Анатольевич Ивонинский был награжден Почетной грамотой МП РСФСР (1968 г.), знаком «Отличник народного просвещения» (1978 г.). Основные публикации:
- Методы обучения физике/ Сборник статей в помощь учителю «Вопросы методики преподавания физики в средней школе». - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1975. - С. 3-47
- Методы обучения в системе общедидактической подготовки учителя/ Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: тезисы докладов координационного совещания преподавателей педагогических институтов Северо-Западной зоны РСФСР. - Петрозаводск, 1982. - С. 38-39.
- Система обобщенных предметно-методических знаний, умений и навыков учителя физики/ Проблемы формирования профессиональных навыков и умений в процессе обучения студентов в педвузе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции, посвященной 50-летию АГПИ им. М.В. Ломоносова. - Архангельск, 1982. - С.55-57.
- Спидометр и акселерометр для опытов по механике// Физика в школе. - 1965. - №6. - С. 70-71.
Многие поколения его учеников (а это сотни учителей физики города Архангельска и области) помнят его занятия, его лекции и лабораторные, его шутки на занятиях и после них, знаменитые рассказы о важности физики и методики её преподавания (на примере историй из жизни бывших студентов). |