Вход  
 
Логин:
Пароль:
Запомнить меня: 


Регистрация
Забыли пароль?
Список пользователей
 
     
  Последние статьи  
 
16.08.2014 в 04:59
Конференции и научные чтения кафедры ботаники и общей экологии
Научная жизнь кафедры ботаники и общей экологии Института естественных наук и би...
Просмотров: 25121

16.08.2014 в 04:58
Международная летняя школа «Биоразнообразие Северной тайги» - 2014
В период с 30 июня по 10 июля 2014 года состоялась международная летняя школа «Б...
Просмотров: 4861

06.08.2014 в 17:00
2014
Только двое.
Просмотров: 4601

06.08.2014 в 16:40
• Студ-арт
Победители направления студ-арт:
Просмотров: 4557

06.08.2014 в 16:39
• Студ-наука
Победители направления студ-наука:
Просмотров: 4647

Статей: 3414
 
     
  Счетчики  
 
Посетители
 Визитов сегодня: 2239
 Посетителей сегодня: 806
 Визитов всего: 8604320

Операционные системы
 Linux: 539561
 Windows: 531046
 Mac: 170895
 FreeBSD: 25
 SunOS: 16
 Lynx OS: 6
 Unix: 5

Браузеры
 Chrome: 803058
 Safari: 401456
 Firefox: 143746
 Opera: 80924
 IE: 61784
 Netscape: 132

Поисковики
 Yandex: 867782
 Google: 627995
 Mail: 141391
 Yahoo: 59563
 MSN: 15883
 Twiceler: 4125
 Rambler: 2586
 Aport: 190

 
     
  Просмотр статьи  
 

Выпускники → 1957 год → Специальность "Физика", квалификация "Учитель физики средней школы" → Назарова Эльба Ивановна → Воспоминания Э.И.Назаровой, выпускницы физмата АГПИ 1957 года

Нас хорошо учили

54 года тому назад в Архангельском педагогическом институте была набрана очередная группа студентов-физиков из 28 девчонок и одного юноши.

Через 4 года этим внешне почти не изменившимся девушкам и единственному молодому человеку вручили дипломы о высшем образовании, в которых молодые люди были названы учителями физики и электротехники.

Разъехавшись по местам своего «распределения» и встав перед классом, мы с радостью осознали, что, оказывается, что-то умеем, чему-то научились за прошедшие 4 года учёбы.

Оказалось, что мы умеем овладевать вниманием класса, а классы нередко были по 40 человек. Оказалось, что наши преподаватели научили нас тому, что называется в методике «постановкой темы урока», то есть мы знали, как возбудить интерес и даже были способны возбудить интерес учащихся к физическим явлениям и проблемам. Мы уже тогда понимали, что урок, на котором ученикам неинтересно – это плохой урок.

Подготовка к уроку, как учил нас Валерий Анатольевич Ивонинский, - это такая же важная часть урока, как и проведение самого урока, а на первых порах даже более важная. Подготовка к уроку, по мнению нашего методиста, должна начинаться с подробного конспекта по принципу «учитель – ученик». На педпрактике, например, такой конспект одного урока переписывался по 3-4 раза, а объём его равнялся школьной тетради в 12-18 листов. Нам рекомендовали писать именно такие конспекты к каждому уроку в течение всего первого года работы в школе, что мы и делали вполне добросовестно.

Личный пример добросовестного отношения к делу давали нам наши преподаватели: Дубровин Павел Васильевич, Чирцов Антон Дмитриевич, Кузнецов Борис Алексеевич, Ивонинский Валерий Анатольевич и др.

Павел Васильевич не только читал понятные и интересные лекции по общей физике, но и никогда не забывал обратить наше внимание на методику изложения, рассматривал разные варианты изложения материала.

В то время студенты-физики не спешили домой после лекций, а оставались в аудиториях и лабораториях. Собравшись маленькими группами, решали задачи или готовились к лабораторным работам. В таких случаях нередко заглядывал в аудиторию Павел Васильевич, чтобы побеседовать с нами … о физике. Темы бесед возникали произвольно, но диапазон их простирался от объяснения каких-то конкретных явлений до философского их осмысления. Павел Васильевич, что называется, «будил нашу мысль». Беседы с ним обогащали и воспитывали.

Антона Дмитриевича Чирцова и его лабораторию демонстрационного эксперимента мы славили! Пройдя практикум в этой лаборатории, мы не встречали в школе прибора, который был бы нам неизвестен. Чем больше по размерам был в школе физкабинет, чем больше в нём было шкафов, забитых приборами, тем радостнее было начинать работу, потому что «всё можно было показать». «Сначала показать явление, потом его объяснить» - таким был подход к изучению физики в этой лаборатории.

Зачёт по изготовлению прибора собственными руками – вот, наверное, вершина этого учебного курса, называемого методикой демонстрационного эксперимента. Где-нибудь в шкафах или на складе этой лаборатории можно найти, например, трансформатор Тесла со вторичной катушкой метровой длины. Сноп разряда с шарика этой катушки имел длину 10-15 см. Мы были горды этой своей «игрушкой»: все её элементы сделаны руками двух девушек-студенток, Лены Докучаевой и автора этих воспоминаний.

Чтобы мы могли такой прибор сделать, нас «пропустили» через учебные мастерские. Сначала работа с деревом, потом с металлом, потом со стеклом, со схемами, затем черчение, изготовление плакатов, пайка. Мы умели всё, что от нас мог потребовать школьный кабинет физики.

Вспоминается, что к началу 1,5-часового практикума всегда все приборы в лаборатории демонстрационного эксперимента были в идеальном рабочем состоянии. Две замечательные женщины-лаборантки, фамилии которых, к сожалению, не запомнились, тоже остались в памяти, как образец исполнения лаборантских обязанностей (выполнять обязанности лаборанта приходится, увы, большинству учителей физики).

Лекции по методике физики читали нам Борис Алексеевич Кузнецов и Валерий Анатольевич Ивонинский. Оригинальные методики по разным темам, предложенные Б.А.Кузнецовым, были оценены нами не всегда в первый год работы. Но по мере накопления нашего педагогического опыта приходило осознание ценности этих методик.

С особой благодарностью наш выпуск вспоминает В.А.Ивонинского, его работу во время последней педпрактики. Прежде всего, это проводимые им самим уроки. Об этих образцовых уроках мы говорили: «как симфонию разыгрывает». На подготовку и обсуждение уроков практикантов Валерий Анатольевич не жалел ни времени, ни сил. Творчество, мастерство и тактичность были перед нами в его лице. Кроме того, Валерий Анатольевич держал нас в курсе новых публикаций по методике физики.

Декан факультета Алиса Христиановна Дрихель читала физикам только курс аналитической геометрии, но присутствие Алисы Христиановны на факультете ощущалось всегда. У нас в группе училась её племянница Таня Дрихель, которая свою тётю звала Аленькой. Нам это новое имя декана очень понравилось, и мы за глаза начали звать Алису Христиановну Аленькой. Это ласковое имя отражало суть этой умной и доброй женщины. Нас, девчонок, особенно трогала её материнская забота о нас, Один эпизод - перед нашим выпускным балом Алиса Христиановна обращается к нам: «Девочки, только на балу вы не танцуйте друг с другом, мы же пригласили мальчиков».

Одним словом, наши преподаватели нас любили и всегда помнили о том, что учат тех, кто сам скоро станет учить других, и они хотели, чтобы их любовь передавалась дальше.

В этом году нас собрало вместе желание вспомнить свою молодость и свою альма-матер, которой мы гордимся и сейчас, через 50 лет после расставания с ней.

Эльба Ивановна Назарова, выпускница физико-математического факультета АГПИ 1957 года.


Дата редактирования: 02.06.2010 в 09:04
Дата публикации: 02.06.2010 в 09:04
Просмотров: 1514
Редактор: Domenik
 
     
  Наш опрос  
 
Повторим через 14 лет знаменитый опрос лауреата Нобелевской премии по физике В.Л. Гинзбурга об отношении к религии и вере. Итак, кем Вы себя считаете:

Я - атеист, отрицаю существование Бога (богов)
Я верую в существование Бога и исповедую религию (какую-либо)
Я верую в существование Бога, но не придерживаюсь какой-либо религии
Я - агностик; не знаю, существует Бог или нет


Проголосовало: 571 чел.
 
     
  Наша галерея  
 
Последние фото
20.03.2024 в 00:11
Autumn, you look like my sadness, autumn...

Последние комментарии

Rumata
19.03.2024 в 01:59


Rumata
09.09.2016 в 00:42
Oh, what an absurd...

Rumata
09.12.2013 в 04:09
А что, большая часть народа до 5 курса добралась...

DasModell
22.04.2013 в 22:50
Чёрт побери... Помню этот взгляд! )))))

Rumata
26.10.2012 в 03:46
Ага. Коля колет, Валя валит, Женя женит, а Люба - любит...

Случайное фото

А мы тоже все очень умные! Мы это докажем! (день 4-й)

Фотографий: 3364
 
     
  Наш календарь  
 
01 Июля 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Найдено событий: 0
 
     
     
  © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Институт естественных наук и биомедицины 2005 - 2025 г.